Клиенты банков из черного списка нашли способ обойти его

Включение банковских клиентов, заподозренных в сомнительных операциях, в черный список с запретом на проведение операций оказалось не столь эффективной мерой. Для возобновления банковского обслуживания попавшим в него клиентам зачастую достаточно сменить юрлицо, выяснил «Коммерсант».

Клиенты банков, получившие отказы в обслуживании по подозрению в нарушении 115-ФЗ, начали формировать судебную практику. И пока она складывается не в пользу банков.

Знаковым можно назвать решение Арбитражного суда Челябинской области в споре ИП Евгения Васильченкова с Модульбанком, в котором суд неожиданно встал на сторону клиента. В августе 2017 года банк отказал ему в открытии счета как ИП, поскольку Васильченков являлся участником и руководителем двух компаний — бывших клиентов банка, получивших отказ в обслуживании за сомнительные операции. На этом основании банк счел, что характер деятельности клиента может быть связан с отмыванием денег, полученных преступным путем. Однако суд решил, что сомнительная деятельность юрлица не является достаточным основанием для отказа в открытии счета ИП, зарегистрированного руководителем и учредителем подозрительной компании, и обязал банк открыть господину Васильченкову счет.

Решение не вступило в законную силу, банк намерен подавать апелляционную жалобу. Там уверены в своей правоте: «Если у нас есть информация о том, что компании с одним и тем же учредителем проводят сомнительные операции, мы не работаем с такими клиентами». Однако обосновать свое право на отказ в открытии счета банку будет непросто, считают юристы.

«По закону участник общества не отвечает по обязательствам общества, следовательно, и учредитель компании, ставший ИП, не имеет отношения к старым «грехам» компании», — отмечает глава коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.

Такое решение суда создает риски массового обхода черного списка сомнительными клиентами, через перерегистрацию, говорят эксперты.

В Росфинмониторинге видят риски обхода сомнительными клиентами черного списка через смену юрлиц и готовы рассмотреть возможность системного решения проблемы. По словам собеседника газеты в Росфинмониторинге, чтобы исключить подобные ситуации в будущем, можно было бы рассмотреть вариант включения в формы с сообщением о причинах отказа, передаваемые банками, информации о руководстве и бенефициарах компаний. Пока же банки, по его мнению, могут на добровольных основаниях отражать эту информацию при направлении сведений об отказе.

Пока же в отсутствии централизованного механизма борьбы банки используют заградительные тарифы. «Другой вариант не отказывать заведомо сомнительному клиенту в открытии счета, но отказывать в проведении операций», — отметил партнер Herbert Smith Freehills Алексей Панич. При этом банкиры готовят обращение от лица Ассоциации российских банков (АРБ) в Верховный суд, чтобы он представил свою позицию в отношении правомерности отказов «переродившимся клиентам» в виде постановления пленума Верховного суда. Им обязаны руководствоваться суды нижестоящих инстанций при вынесении решения. Это позволит избежать формирования разнонаправленной судебной практики.

Источник: banki.ru

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: